Вместо классных руководителей - тьюторы

С 2014 года Министерство образования и науки собирается ввести в российских школах должность тьютора, которая призвана заменить классных руководителей, и таким образом освободить учителей от дополнительной нагрузки. Своим мнением по данному вопросу с порталом «Слово» поделилась Фарида Нутфулловна Савельева, кандидат технических наук, доцент, президент общественной организации "Родители, педагоги и учёные за нравственную традиционную российскую школу", в прошлом – классный руководитель, социальный педагог и завуч по воспитательной работе.

- Что будут представлять собой тьюторы?

- Пока никто толком не объяснил, что это будет такое: знаю, что учителей предупредили о предстоящем нововведении, которое придет на смену классному руководству. На сегодняшний день это пока вся информация, которая предоставлена учителям.

- Тьюторы – это распространенная практика в Англии. Возможно ли перенести эту методику в русские школы?

- Действительно, тьюторство – индивидуальное наставничество и сопровождение, которое применяется в Оксфорде и еще некоторых учебных заведениях мира. Эта система предполагает на каждые пять-шесть человек индивидуального наставника, который направляет ребенка по индивидуальному учебному и будущему профессиональному маршруту, помогает ему найти себя, раскрывает в нем способности, таланты, оказывает поддержку и помощь в выборе будущей профессии. Другими словами, это умение выявить потенциал "ученика" и вести его в нужном направлении в соответствии с его возможностями. Сама идея такого наставничества великолепна, но, как водится у нас, благие намерения и реалии российской школы скорее всего разойдутся в разные стороны. Нужно учитывать, что зарплата любого школьного педагога зависит от количества обучаемых учеников. И можно себе представить, какова будет зарплата работающего с группой в пять-шесть человек – кто же тогда пойдет работать тьютором?

- А если в коллектив придет много новых работников-тьютеров, на это же потребуется много затрат?

- Я не экономист, но, по всей видимости, если вводить новшество, не извращая изначальной его идеи, то это очень затратная реформа. Не представляю себе, из чего будет складываться ее бюджет, если и так в сфере образования постоянно не хватает денег, а тут вдруг такое дорогостоящее новшество. Тем более тьюторство требует изменений в сознании педагога, им может стать только высококлассный преподаватель, который действительно обладает обширными предметными знаниями во всех областях и большим житейским опытом. Трудно себе представить, кто из учителей подойдет на эту должность.

- Не кажется ли вам, что введение в российские школы тьюторов – это просто копирование западной системы образования?

- По существу это ничего не поменяет в лучшую сторону, а только запутает учителей, и без того измученных бесконечными требованиями чиновников. Классное руководство – это хорошо простроенная система, проверенная годами, опять же с оговоркой, если бы классного руководителя не перегружали неимоверными отчетами, бумагами и прочим. Тьюторство в Оксфорде и тьютерство в России – это совершенно разные вещи. Английский вариант просто не сможет состояться у нас, он нам не по зубам: нужно же учитывать российские реалии, а не подстраиваться под английские, не имея материальной базы. Классный руководитель до сих пор оказывал существенное влияние на своих учеников, и направлял, и помогал им, так что я вообще не вижу смысла в этих нововведениях.

- Насколько будут различаться функции классного руководителя и тьютора?

- Возможно, класс разделится на несколько групп, каждая из которых будет отдана под опеку тьютора. Самое главное: тьютор не преподает никакие предметы, то есть его функции ограничиваются именно наставничеством. Проблема заключается в том, что если тьютор будет работать с детьми только во внеурочное время, он не сможет узнать ребенка. Представим ситуацию: в школу пришел новый работник, который стал работать тьютором. Он, конечно, не знает ничего о детях, за которыми ему поручили присматривать. Как же он сможет выявить индивидуальные особенности, проблемы, склонности, восприятие каждого ученика, если ребенок все время на уроках. Все это узнается только во время уроков. Когда-то я была классным руководителем и хорошо помню, как я и мои коллеги старались иметь побольше урочных часов в своем классе, чтобы чаще видеться с детьми.

- Но ведь как основную причину введения тьюторов рассматривают тот факт, что учителя-предметники не хотят брать классное руководство.

- Я не знаю предметников, которые так относились бы к классному руководству. Невозможно узнать ребенка, не видя его во время уроков, нужно быть в постоянном контакте с ним. А делать какие-либо выводы о школьниках, основываясь только на отзывах и докладных записках учителей-предметников, это, простите, бред. Очевидно, что классное руководство гораздо эффективнее.

- Те люди, которые сейчас работают классными руководителями, смогут ли переквалифицироваться в тьюторов?

- Я думаю, это станет большой проблемой для классных руководителей, так как им придется отказаться от своих предметов и заниматься тьюторством. И пока неизвестно, что из этого может выйти.

- Сможет ли тьютор заменить в школах детских психологов и социальных преподавателей?

- Функции социального педагога сходны с функциями тьютора, но он один на всю школу и решает общешкольные проблемы, здесь нет индивидуального сопровождения. Социальный педагог не может сделать того, что предположительно будет делать тьютор в малой группе учеников.

Психолог же работает с психологическими трудностями детей. А тьютор должен наставлять ребенка на перспективное будущее, это все-таки другое, и как мне кажется, в наших условиях это иллюзорно.

- Если введение тьюторов будет неизбежным, как можно наиболее безболезненно адаптировать школу под новые реалии?

- Думаю, все будут адаптироваться по-своему, как всегда, в меру своих сил, смекалки и возможностей. Сама школа будет принимать решения. Я работала в прогимназии «Пересвет» № 1842. И там была система наставничества, которую можно было использовать в данном случае. В классах было по два наставника, которые менялись каждые два дня. Но они проводили все время с ребятами и присутствовали абсолютно на всех уроках, таким образом, они видели класс, знали, кто как работает, какие у кого проблемы. Да, они не вели никакие предметы, но они прекрасно знали детей, у них была с ними связь, так же как и с родителями, и с учителями. Вот такая модель могла бы заработать.

Беседовала Магакян Карина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру