За качество вузов ответят выпускники

Очередной попыткой Министерства образования организовать адекватный мониторинг вузов стало введение нового параметра – трудоустройства выпускников. Изучать эти данные будут в том числе МГУ им.Ломоносова и МГТУ им.Баумана. Повлияет ли на общую ситуацию новый параметр, порталу «Слово» рассказал Борис Васильевич Падалкин, первый проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана.

- Какова цель введения в мониторинг вузов еще одного параметра – трудоустройства выпускников?

- Когда вводился мониторинг вузов, изначально было важно не рейтинг составить, а в первую очередь выявить, какие вузы неэффективны, то есть понять, кто занимается профанацией, кто дискредитирует высшее образование фактом своего существования. Были выбраны для вузов пять критериев, для филиалов – восемь. И если в каком-то вузе из этих пяти критериев четыре были ниже среднего значения по всей группе вузов в регионе, то он признавался неэффективным. К этим критериям относятся: средний балл ЕГЭ поступивших, площадь на одного студента, уровень дохода вуза в расчете на одного преподавателя, объем научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, доля иностранных студентов. Для филиалов еще было важно установить количество постоянно работающих преподавателей и преподавателей приезжающих, и количество студентов на одного преподавателя. После проведения мониторинга заметили, что хотя критерии универсальны, у некоторых вузов показатели ниже из-за специфики деятельности. К примеру, есть Литературный институт им. Горького. Писателей учат. К нему подходить с точки зрения объемов НИОКРа нельзя. Есть и другие, более сложные примеры. Так почти в каждом субъекте федерации есть вузы сельскохозяйственные. Там заведомо нет иностранных студентов. Просто потому, что вузы для этого не предназначены: если люди хотят учиться сельскому хозяйству, они будут учиться ему применительно к своему региону, к своей местности, к своим сельскохозяйственным культурам. Понятно, там нет научно-исследовательских работ, а значит, нет и соответствующих объемов. Опять-таки потому что это нетипично для сельского хозяйства. К тому же там низкие баллы ЕГЭ, потому что, как правило, в таких вузах целевой прием. Вуз вроде бы неэффективен с точки зрения параметров, но с другой стороны агрономы нужны! Точно так же есть областные педуниверситеты . Учителя нужны? Нужны. Потребность в них никогда не исчезнет. Их надо готовить. Где? В своем регионе. Вот понятие специфики деятельности. Из-за этого вопрос о неэффективности с ряда вузов был снят, а в этом году было решено, что необходимо учитывать трудоустройство выпускников.

- Каким образом будет проводиться мониторинг по трудоустройству вузов?

- Параметр на самом деле не очень простой, потому что учет занятости – это вещь на сегодняшний день неоднозначная. О чем идет речь? Вот, к примеру, есть число людей, которые сразу после вуза не нашли работу и встали на биржу труда на учет, и этот показатель в разных регионах разный. В Москве это полпроцента-один процент: кто-то зачем-то добрался до биржи, хотя рынок труда в Москве все поедает, не хватает трудовых ресурсов. Есть регионы трудоизбыточные, где высокая безработица, в том числе и среди молодежи – опыта нет, на работу сразу после вуза не берут. Значит, сравнивать регионы нужно друг с другом с оглядкой. Поэтому этот критерий будет применяться в региональном разрезе: возьмут некий средний показатель и он будет учитываться для всех вузов в регионе. Но здесь есть подводный камень, причем довольно серьезный – это работа по специальности или не по специальности. Учет трудоустройства выпускников пока ведется только в целом, то есть не соотносится профессия, которая у человека в дипломе написана, с работой, которую он сейчас имеет. К сожалению, инструментов подобной статистики немного, здесь все в руках вуза и тех организаций, которые будут в этом деле участвовать. Будет задействован комплексный центр содействия трудоустройству, который есть в Петрозаводском университете, официальная статистика, которую ведет Роструд – в их ведении как раз региональная статистика. Пока этот вопрос еще разрабатывается. Есть некоторая статистика, полученная не из Росстата, а от самих вузов.

- Почему к организации проекта привлекли только МГУ и МГТУ им.Баумана?

- Одни из основных разработчиков модели, по которой проходил мониторинг в прошлом году – специалисты ВШЭ. Не думаю, что положение изменилось. Ну а мы с МГУ участвуем, потому что у нас опыт очень большой в этой сфере, квалификация позволяет. Петрозаводский университет в свое время выиграл соответствующий конкурс, несколькими годами ранее его выиграли мы. В рамках конкурса был создан тот самый Центр содействия трудоустройству выпускников, о котором я говорил, который собирает информацию с вузов – он есть и у нас, и в Петрозаводском университете. В целом, это общее дело и я думаю, что будут со временем привлечены и другие вузы.

- Какие еще изменения произойдут с мониторингом эффективности вузов?

- В это году мониторинг становится обязательным и для вузов негосударственных. Ранее для негосударственных вузов он был по желанию. И желания, конечно, не было большого. Потому что эффективность, наверное, оставляет желать лучшего. Кроме этого, можно будет узнать, что произошло с сетью филиалов – с головными вузами обычно все нормально, а вот филиалы бросают тень на высшее образование. Я приведу пример, который озвучили на одном из совещаний по мониторингу вузов. В одном небольшом городе в Поволжье, где около 300 тысяч жителей было три филиала – в одном 200, в другом 300, в третьем 150 студентов. Причем на всех приходилась по площади какая-то крохотная комнатенка: все они по кругу арендовали одни и те же школы, кроме того, непонятно было, кто туда ездит преподавать, как преподает и вообще как проходят занятия. И это высшее образование? Конечно, нет! А такие вот филиалы вузов ставят под угрозу всю систему. То есть человек, который видит это, считает, что так везде. Носители дипломов таких вузов и псевдовузов бросают тень на всех остальных. Приходит молодой специалист, он ничего не знает и не умеет – работодатель думает, что выпускники все такие, причем не в филиале, а в вузе.

- Как будут использоваться полученные сведения?

- С точки зрения Минобрнауки данные будут использованы для получения списка неэффективных вузов, то есть по их прямому назначению. Для вузов же это серьезнейший повод задуматься над своей работой, шанс худо-бедно сравнить себя с другими, понять ошибки и совершенствоваться.

Беседовала Дарья Крупенко


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру