Выпускники МАИ

О том, где и как работают выпускники Московского Авиационного Института, порталу "Слово" рассказал Михаил Юрьевич Куприков, проректор МАИ по учебной работе, доктор технических наук, профессор.

- Расскажите, пожалуйста, насколько востребованы выпускники МАИ?

- Выпускников МАИ на бирже труда нет. Выпускников МАИ потребляют шесть корпораций. Те, кто работают по целевым заказам, по целевым приемам, кто ведет базовые кафедры. Тактическое ракетное вооружение, ОАП, Ростехнологии, Роскосмос, все, что летает - это выпускники МАИ. Готовим и для социальной сферы - экономистов готовим, которые уходят в муниципальное управление. Медиков - инженерное дело в медико-биологических проблемах. Поэтому в целом мы адаптированы и к потребностям регионов.

- Востребованы ли ваши выпускники за рубежом?

- За рубежом сотрудников наших достаточно много. Мы "за рубеж" вообще-то не готовим. Но они с удовольствием уезжают туда. Беда в том, что как раз наши предприятия не в состоянии конкурировать с западными фирмами. У нас есть достаточно яркие примеры и карьерных лифтов, которые происходили на западных фирмах. Например, на Боинге сейчас работает порядка тысячи наших выпускников, на Аирбасе много наших выпускников. Александр Ярмонский был главным конструктором центральной секции А350, работая в США. Есть отдельные вкрапления, когда можно показать успешную карьерную судьбу в западных научных школах.

- Легко ли выпускникам найти работу сразу после окончания университета?

- Дело в том, что они начинают искать работу пока еще учатся, во время практики. Они на своем рабочем месте оказываются еще где-то курсе на третьем. Конструкторская, технологическая, преддипломная практика. Как правило, профориентационная работа начинается на этом этапе. Кому подходит данная траектория, заключают контракты о целевом обучении и идут на эти рабочие места. Очень хорошо практика реализована с КБ Сухого. Большинство работников КБ Сухого - выпускники МАИ. КБ Микоян, через дорогу, они и на диплом выходят, и занятия проходят на предприятии. У нас десятка два базовых кафедр. Базовые кафедры - это учебный процесс, вынесенный на территорию предприятия. Базовые кафедры в ЦАГе и ЛИИ, ТНДК Бериева, ГосНиасе.

- Работая на этих предприятиях можно обеспечить своей семье достойное существование?

- Все в мире относительно. На кусок хлеба всегда будет хватать. В Москве очень тяжело жить. Уровень зарплат именно для выпускника МАИ - от 20 до 100 тысяч. Есть те, кто и на сто тысяч устраивается. Это зависит от компетенций, которыми обладает человек. Человек, который владеет системами автоматизированного проектирования, английским языком - он востребован. Если инженер - первое высшее образование, параллельное образование по лингвистике и еще третьим какое-то управленческое или экономическое образование - тогда он востребован на рынке влет, и для западных фирм привлекателен. А если человек просто получил инженерное образование, он идет на сорок тысяч в конструкторское бюро и дальше сам для себя решает, хватает ему сорока тысяч для жизни с семьей или нет. Так что есть стимул. А главное, мы предоставляем возможность такого роста, предоставляем возможность этих компетенций. У нас есть институт иностранных языков. Мы закупили лицензии обучения английскому языку в Мельнбурнском Техническом Университете AirMid и учим пилотов и диспетчеров английскому языку на нужном уровне. Это специфическая область знаний, этому не учит никто. И оказалось, Австралия ближе, чем любая другая европейская научная школа. Мы обучаем пилотов и диспетчеров и Трансаэро, и Сибири, и Аэрофлота, и авиакомпании Россия. Поэтому есть возможность роста и самореализации. А дальше каждый для себя решает, на какой уровень он выходит. ВУЗ должен предоставить эти возможности и нам пока это удается.
Нашим работодателям выпускников-инженеров не хватает. Инженерных программ намного больше, чем мы выпускаем инженеров. Нам даются конкретные цифры приема - их дает Министерство, их дает работодатель, и эти контрольные цифры на выпуске разбирают те же корпорации - ОАК, Ростехнологии, Тактическое ракетное вооружение, и т.д. А вот уже для всего остального рынка труда не хватает выпускников. Поэтому возникает голод.

- А есть ли среди выпускников такие, которые не работают по специальности?

- Что значит по специальности? Это название очень условно. Если он учился проектировать самолеты, а работает хозяином авиакомпании - это по специальности? Это про самолеты, но не проектирование. Решил не сидеть за кульманом, а эксплуатировать самолеты. Например, Трансаэро возглавляют наши выпускники. С формальной точки зрения - это не по специальности. А с точки зрения человеческой логики - поднялись над своей квалификацией. Владельцев авиакомпаний специально же не готовят.

- По словам некоторых педагогов существует такая проблема - студенты не хотят учиться. Есть ли в вашем вузе такая проблема и как вы ее решаете?

- Проблемы есть разные. Если предлагаются учебные курсы, которые затягивают, увлекают, то студенты учатся с удовольствием. Приведу пример. Я являюсь заведующим кафедрой инженерной графики. Если давать чертить вручную, кому же это понравится? Это тяжело, рутинно. А если даешь компьютерную графику, анимацию, с удовольствием сидят и возятся. Когда скрины смотришь с экранов - там 4 утра, 5 утра. Надо давать те формы, которые востребованы сегодня рынком, востребованы обществом и находятся в тренде современных информационных технологий.
- Согласны ли Вы с тем, что уровень знаний абитуриентов не соответствует требованиям ВУЗа?
- Проблема отцов и детей всегда существовала. Всегда будут рассказывать, что раньше подготовка была лучше, глубже, дальше, умнее и т.д. Новое поколение, новые требования, новые задачи заставляют нас развиваться. Ничего с этим не сделать. Одна из форм - это ЕГЭ.
Я бы сделал акцент на другом. Значительно важнее, чтобы поступившие смогли выжить на первом курсе. В первом семестре уже отчисляем десятками. Порядка 30% в течении пяти лет - это отчисление. На первом курсе 10-15% идет под отчисление. Дальше на старших курсах еще по 2-3%. Уже не так критично. А первый и второй семестры - основная задача удержать. А как они были набраны - через ЕГЭ или нет - совершенно не важно. Важно, может человек учиться или нет. Иногда даже не столь важны первичные знания, а, скорее, навыки обучения. Репетиторы натаскать могут на многое, на стандарты ответов. Ведь не секрет, что если научить отвечать, можно получить вполне приемлемый результат, даже если человек ничего не понимает в том, что он отвечает. Важно, чтобы был навык обучаемости.
Для МАИ принципиально, что нет ЕГЭ по физике в обязательном перечне. Потому что без физики научить инженера невозможно. Для нас это критично, принципиально, и когда на двигателестроение или на самолетостроение приходят студенты без физики, это беда. А абитуриентов с физикой меньше,чем у нас контрольные цифры приема в целом по инженерным ВУЗам. Поэтому достаточно большой дефицит в этой области. А когда мы ставим экзамен по естествознанию вместо экзамена по физике, чтобы сделать добор, к сожалению, уровень компетентности этих абитуриентов резко падает.

Беседовала Анна Волкова

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру