Инклюзивное образование

Новый закон “Об образовании” особое внимание уделил школьникам с ограниченными возможностями. До 2015 года количество школ, где дети-инвалиды смогут обучаться вместе с обычными детьми, должно вырасти почти в 15 раз. В чем специфика инклюзивного образования, порталу «Слово» рассказала Белова Алла Владимировна, директор средней общеобразовательной школы № 2043.

- Чем отличается организация работы в школе с инклюзивным образованием от обычной школы?

- Во-первых, педагоги уделяют детям с такими особенностями больше времени. Во-вторых, конечно, это специально созданные условия – наличие обустроенных туалетов, пандусов и подъемников. Все зависит от того, какие именно дети обучаются в таких школах, от того, какие у них недуги – умственные или физические.

- В вашей школе обучаются дети не только с физическими расстройствами?

- Да, у нас было несколько детей с аутизмом. Конечно, им было бы проще и комфортней обучаться отдельно, но если заболевание на начальной стадии, то они могут учиться с обычными детьми.

- Как давно в вашей школе ввели систему инклюзивного образования?

- Наша школа была открыта в 2008 году, и так вышло, что сразу с момента открытия у нас появился такой ребенок. Родители захотели, чтобы девочка обучалась в обычной школе, и таким образом инклюзивное образование естественно вошло в нашу программу.

- С какими проблемами вы столкнулись и как их решали?

- Любая школа, которая начинает работать по инклюзивной системе, встречает разные трудности. В профессиональном и психологическом плане не все педагоги готовы работать с особенными детьми, в школах отсутствуют условия для обучения таких учеников. Есть еще такая немаловажная проблема как психологические барьеры, связанные с общественным мнением, как со стороны родителей, так и со стороны детей без инвалидности. Наша школа устранила все эти проблемы и с педагогами, и с условиями, пригласив настоящих профессионалов и снабдив школу специальным оборудованием, а конфликты между учениками у нас не возникали, все дети дружат между собой.

- Какие навыки требуются педагогам для работы с такими детьми?

- Педагог должен быть не только настоящим профессионалом - ему необходимо обладать чуткостью, терпением, внимательностью. Он должен помогать ученику с социальной реабилитацией в стенах школы и вне. В прошлом году мы принимали участие в пилотном проекте по созданию модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. В рамках этого проекта у нас проводились бинарные уроки – опыта проведения таких уроков в Москве еще не было. Это когда учитель начальной школы и специалист, учитель-дефектолог, проводили совместные занятия.

- Как себя показали эти занятия?

- Детям с особенностями развития, как я уже говорила, нужен иной подход, нежели всем остальным, так как они часто испытывают огромные трудности при обучении, поэтому учитель-дефектолог должен в первую очередь сделать так, чтобы ребенок смог адаптироваться в школьной среде, а также помогать ему при возникновении проблем при освоении программы общеобразовательного учреждения. Таким образом, учитель-дефектолог, как при групповом, так и при индивидуальном подходе помогал учителю начальной школы справляться с затруднениями, которые возникали во время уроков.

- Как реализуют себя ваши выпускники?

- Так как школа еще молодая, нам всего пять лет, еще говорить о выпускниках рано. Но та девочка, которая пришла к нам в первый класс, сейчас успешно обучается в пятом.

- На ваш взгляд, детям с ограниченными способностями лучше учиться в обычных школах или все-таки в специализированных?

- Вы знаете, все зависит от заболевания. Если это какая-то болезнь, где интеллект сохранен, то, конечно, такому ребенку лучше учиться со своими сверстниками в обычном образовательном учреждении. Сейчас наше общество становится терпимее, обычные дети учатся помогать своим одноклассникам с какими-то особенностями, что только улучшает их характер. Если же ребенок не в силах усваивать программу, тогда уже нужно отталкиваться от его способностей, самое главное, чтобы ему было комфортно.

- То есть такое совместное образование приносит пользу и обычным детям тоже?

- Конечно. Они учатся помогать ближним, что так важно. Они вырастают в хороших, терпимых и добропорядочных людей, учатся не замечать недостатки окружающих и опираться на достоинства особенных детей, которые в свою очередь смогут раскрыться и стать полноправным членом общества.

- Как вы думаете, нужно ли вводить инклюзивное образование во все школы?

- Безусловно, в школах надо помогать детям с ограниченным состоянием здоровья, но все зависит от возможностей самой школы, коллектива учителей и детей и, конечно, от способностей ребенка с особенностями развития. Ведь чтобы школа ввела инклюзивную практику, она должна действительно полностью измениться и поменять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия учеников. Но в любом случае нужно просто помнить, что ценность человека не зависит от его достижений, ведь каждый способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Беседовала Магакян Карина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру