Между школой и университетом

            В новом учебном году начали работу предуниверситарии – выпускные школьные классы, которые одновременно являются подговительными курсами к университету. Предуниверситарии открылись на базе ВШЭ, института им. Баумана, РГГУ. О том, как строится обучение старшеклассников, порталу «Слово» рассказал Илья Михайлович Слободчиков, заместитель директора Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологического консультирования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

- Расскажите, пожалуйста, о том, что представляет собой предуниверситарий.

- Правительство Москвы приняло постановление о том, что в составе высшей школы надо организовать такие школьные классы, которые будут не просто школой при университетах, а войдут непосредственно в состав университетов, как органическая часть. Сделано это было, с одной стороны, в рамках тех процессов, которые связаны с глобализацией. С другой стороны, речь идет о своеобразном слиянии систем высшего и среднего образования по содержанию и фактически. Опять же, задача, на мой взгляд, трудновыполнимая, потому что не было проведено экспертной работы. Возникла сложная ситуация: содержательно у нас многое готово, а управленчески мы пытаемся разрешить целый ряд довольно сложных проблем.

Сама программа чрезвычайно интересная. Она может, если ею заниматься как следует, иметь большие перспективы, и достаточно любопытно, как это будет разворачиваться. Я не очень понимаю, как обстоит дело в ВШЭ или той же Бауманке, но им проще, потому что у них изначально существовали свои школы, и те же административно-управленческие вопросы, вероятно, можно решить значительно проще. У нас сейчас полным ходом идет процесс окончательного лицензирования этих классов. Класс набран, сформирован, существует договор с бывшим теперь уже музыкальным училищем №7. Подобран штат учителей, причем это университетские педагоги в основном, но все они имеют опыт работы с подростками; сам процесс обучения худо-бедно, но начался. И по содержанию, еще раз повторю, все это очень интересно.

Проблемы сейчас чисто технического плана. Нам необходимо доделать методические вопросы так, чтобы мы функционировали действительно как единая организация. В ближайшее время мы организуем родительское собрание, попробуем наиболее сложные задачи, которые сейчас стоят, решить.

Территориально предуниверситарий будет находиться в пятом корпусе нашего университета. Там уже подготовлено несколько помещений, университет выделил целый блок, закуплена мебель, все уже оборудовано, а сейчас они пока учатся в помещении колледжа №7 в Армянском переулке.

- Каковы основные задачи предуниверситария РГГУ?

- У нас акцент ставится на формирование пространственно-личностного роста. Именно поэтому за этим стоит Институт психологии, он курирует эту программу, хотя класс общеуниверситетский, разумеется. Это не значит, что только Институт психологии, и больше мы никого не подпустим, нет. Здесь речь не о том, что мы определенным образом выстраиваем мозги ребенку, технологически или еще как-то. Мы хотим дать детям возможность смотреть на мир с разных позиций, это, скорее, культурологическая и личностно-развивающая позиция. Педагоги, которые подобраны для этого класса, не просто очень высокого уровня – здесь акцент ставился на том, чтобы детям было интересно с этими людьми. Стандартные школьные учебники нас не устраивают категорически. Девять десятых из них можно выкинуть на помойку. К большому сожалению, они просто устарели. Большая часть учебников, которые будут в предуниверситарии – это авторские учебники. Сейчас как раз обсуждается этот вопрос с Департаментом образования. Посмотрим, что получится.

- Как будет организован учебный процесс? На что это будет похоже – на школу или на университет?

- Это будет не то и не другое, но при этом элементы и того, и другого есть. Во-первых, чисто технически это пары, а не уроки. Во-вторых, сам тип преподавания не школьный, а университетский – лекционно-семинарский. И вы понимаете, что тут законы немного другие. Разработаны другие содержательные модули, существуют свои цели и задачи, связанные с погружением детей в этот материал. Это технологически по-другому устроено, и в этом смысле это действительно принципиально новая модель, которая предполагает интеграцию лучшего, что есть в школе, и наиболее удачного, что есть в университете. Помимо общеобразовательных дисциплин, у них существуют так называемые мастерские – это наше название, и это, с одной стороны, частично не учебная деятельность, она за рамками стандартных уроков. А с другой стороны, это такой же обязательный компонент, как все остальное, и он предполагает адаптацию, предполагает обучение детей всяким творческим вещам, предполагает создание развивающего пространства.

- Как определяется набор предметов, выходящих за рамки школьной программы?

- Набор этих предметов определяется, с одной стороны, школьным стандартом – мы никуда за его рамки выйти не можем. С другой стороны, он согласуется с Департаментом образования Москвы. И он, естественно, согласуется с той концепцией, которая разрабатывалась специально для этих классов – это отдельная программа, она под них писалась специально. Разрабатывал эту программу коллектив Института Психологии под руководством Елены Евгеньевны Кравцовой.

- Каким образом будут организованны дети – это будут классы или потоки? Будет ли какое-то разделение по профилям?

- Это будут классы. По поводу профилей не могу сказать. Пока у нас существует один общий класс, но он внутри уже начинает определенно разделяться. Ситуацию, связанную со стремлением к разным видам творчества, никто не отменял, поэтому здесь речь пойдет о таких мини-группах, будет внутреннее профилирование. При этом нам придется готовить детей к ЕГЭ, от этого мы никуда не денемся.

- По какому принципу происходил набор детей?

- В этом году был набор свободный, поскольку сама по себе ситуация экспериментальная. Обучение бесплатное, за них платит Правительство Москвы. Дети разные, дети очень интересные, но непростые. А дальше, конечно, будет идти отбор. Дальше будет система собеседований, система психологического тестирования. Сейчас, собственно, она и идет, потому что весь этот месяц связан как раз с адаптацией, с взаимным привыканием. Это совершенно нормальная ситуация. О какой-то системности, каких-то первых результатах можно будет говорить ближе к зиме, когда мы точно поймем, что это за дети, когда отрегулируются все винтики этой системы. Тогда сформируется пространство, тогда можно будет сказать, в какую сторону двинулся этот эксперимент.

- Это 10-11 классы? В 8, 9 класс будет набор?

- Сейчас это 10 класс, дальше будет 10-11, и будет постоянный добор. Здесь сложно сказать, как будет дальше. Я не удивлюсь, если однажды нам скажут, что надо набирать с детского сада сразу в университет. Но пока речь идет только о старшей школе.

По окончании школы они будут сдавать ЕГЭ. У них, безусловно, будут определенные преференции при поступлении в наш университет, поскольку они уже являются частью структуры университета. При желании они могут пойти в другой университет.

Беседовала Анна Корзинкина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру