Интеллектуальные игры

В Москве проходят интеллектуальные игры. О том, что это такое, порталу «Слово» рассказала Скаржинская Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, руководитель Отдела магистратуры Московской государственной академии физической культуры, сотрудник Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

- С какой целью был организован проект?

- С одной стороны, с целью упорядочить ту игровую активность, которая есть у детей, в том числе и в виртуальной среде. С другой стороны, популяризировать те интеллектуальные игры, которые получили статус спортивной социализации, в которых есть федерации, рейтинги, спортсмены. И ввести большое количество людей в это окультуренное интеллектуальное спортивное пространство.

- Какие игры имеют статус спортивной социализации?

- На сегодняшний день в Российской Федерации видами спорта официально считаются спортивный бридж, го, шахматы и шашки. Однако сейчас, так как наш проект стал развиваться, мы также тесно сотрудничаем с федерациями русских шахмат, сёги, спортивных нард, маджонга, компьютерного спорта и рэндзю. Все эти игры переведены в онлайн, есть масса игровых порталов, но после проведения многочисленных конференций наиболее доступным был признан Клуб умных игр gambler.ru, и в дальнейшем проводить шесть наших соревнований мы планируем, используя этот ресурс.

У нас есть дорожная карта проекта, которая делится на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные перспективы. Проекту год, но краткосрочные перспективы уже частично реализованы, и мы можем говорить о достигнутых результатах.

В долгосрочных перспективах три направления. Первое – это непосредственно проведение мероприятий на формирование имиджа, т.е. рассказ о проекте в целом. Второе направление, которому мы уделяем серьезное значение – это научное исследование. Чтобы все, что мы делаем, было научно обосновано и соответствовало развитию педагогики в целом. На сегодняшний день идет концептуальная реформа образования - центристский («знаниевый») подход сменяется компетентностным, и чтобы соответствовать, мы тесно сотрудничаем с представителями классической педагогики, проводим консультации и конференции.

С другой стороны, на соревнованиях по компьютерному спорту мы исследуем киберспортсменов высокого класса и достижений, применяя инструментальное оборудование для различных психофункциональных, психофизиологических тестирований. Мы смотрим, что происходит во время соревновательной деятельности. Могут ли они, имея низкую физическую функциональную подготовленность быть успешными спортсменами. Наши исследования показывают, что не могут. На крупных соревнованиях игровой день - это восемь часов интенсивной деятельности и зачастую пульс достигает 180 ударов в минуту. С нами выезжает психофизиолог и перед соревнованием осматривает группу, обычно это пять человек, и если среди них есть человек, имеющий меньшую уверенность, то команда потом показывает менее стабильную игру. Все взаимосвязано. И наши спортсмены – не просто геймеры, которые просто играют. Они относятся к этому, как к спорту, занимаются физической подготовкой. И шахматисты уделяют этому внимание, иначе у них не будет мыслительного процесса.

Также в рамках научного направления мы пытаемся разработать критерии экспертизы компьютерных игр. На сегодняшний день в России нет экспертизы, только производители ставят допуски «16+», и хотелось бы понимать рекомендации. Но здесь мы пока только в начале пути.

Мы часто говорим, что «стрелялки» - это плохо. А что именно плохо? Есть несколько диссертаций, которые посвящены агрессии, но среди них нет данных о дисциплине компьютерного спорта. Критерии помогут нам разработать подходы и принципы написания тех игр, которые будут рекомендованы, как обучающие. Есть некоторые вузы, в которых тестируют образовательные программы. Например, Современная гуманитарная академия и Институт когнитивной нейрологии при ней. Они немного опередили государственные вузы и их подходы могут нам помочь.

Третье, самое главное направление – это образование. Оно включает в себя несколько аспектов: разработку методического сопровождения и экспертизу имеющихся учебников, которые зачастую разрознены; разработку технологии – некие организационно-управленческие решения по внедрению этих методических рекомендаций и взаимодействию в интеллектуальной интерактивно-спортивной среде; разработку программного обеспечения.

Все эти три направления взаимосвязаны и взаимно дополняются. Ключевое мероприятие, которое мы сейчас проводим, имеет образовательный формат и параллельно сопровождается социологическими исследованиями, потому что мы анализируем всю документацию, которую там получаем.

- Если подумать о самых радужных перспективах, как возможно применить эти исследования и рекомендации для образования, как они могут быть использованы?

- Мы надеемся в долгосрочной перспективе получить новый образовательный продукт. Я не думаю, что это будет предметно-урочная форма, скорее более свободная, внеурочная, в рамках проектной деятельности. Это будет формализация некой самостоятельной работы. И мы надеемся, что будет такая интерактивная спортивная среда, где будут разные модули – коммуникативный, обучающий, игровой и модуль личностного кабинета, где учащийся может ставить личную цель на конкретное время и выбирать те инструменты, которые ему позволят это решить.

- Возможно ли будет применить этот образовательный продукт не только в играх? Например, в изучении иностранных языков?

- Мы понимаем, что наш проект не претендует на всеобщее образование. Наша аудитория – это определенная категория учащихся с определенными структурами мышления. Они ориентируются на ту деятельность, где максимально будут задействованы ментальные абстрактные структуры – бессодержательность, но умение быстро, гибко, оперативно принимать верные решения. Интеллектуальные игры хороши тем, что их правила обуславливают человека к принятию верных решений для данных ситуаций, в зависимости от ходов партнера.

- Какие мероприятия включает в себя проект?

- Хочу коротко рассказать, что сделано. Проект появился год назад, Департамент образования Москвы оказал поддержку. Далее сделали пробные фестивали, на которых собрали методический материал по пяти ключевым видам спорта – по четырем входящим в реестр и по компьютерному спорту, т.к. наши исследования показывали, что именно они вызывают наибольший интерес у детей. В этом году 21 февраля был создан отдел интеллектуальных видов спорта в Центре организационно-методического обеспечения физического воспитания, и наш проект сейчас уже реализовывается в структуре столичного образования.

В настоящее время проходят следующие ключевые мероприятия – каждый выходной день до 29 ноября в одном из округов Москвы на базе образовательных учреждений и школ, которые подают нам заявку, мы проводим Фестиваль интеллектуальных видов спорта. Мы и представители десяти федераций – действующие спортсмены высокого класса, в том числе и чемпионы мира – приезжаем в школу и делаем образовательные площадки. Фестиваль назвали «Интеллиада», потому что это инновационная образовательная технология, и если есть слово, значит, есть проявленное явление, которое так названо. Мероприятие имеет авторскую технологию и сделано «под ключ», т.е. четко структурировано понимание, что будет на открытии, в процессе и на закрытии. Мы привозим с собой технику, инвентарь, подарки, украшения. Все проводится за счет финансирования Департамента образования города Москвы. Фестиваль проходит в два этапа – в первой половине дня начальная школа, во второй половине – средняя и старшая школа. Каждый учащийся, родители и преподаватели получают паспорт участника Интеллиады с указанием всех площадок и видов деятельности, которые там можно совершать. После получения паспорта в актовом зале в праздничной атмосфере даются подробные инструкции. Далее все участники в свободном порыве могут посещать станции, которые им интересны. В зависимости от той или иной игры, которую прошел человек, ему ставится печать. По истечении двух часов, а практика показывает, что никто уходить не хочет, паспорт обменивается на сертификат участника. Это образовательная программа, никакого соревнования, поэтому в фестивале нет аутсайдера. Если у вас одна печать, вы получаете бронзовый сертификат, если больше печатей, то серебряный или золотой. Каждый ученик, возвращающийся в свое образовательное учреждение, может пополнить свое портфолио, теперь в его мировоззрении есть понимание о существовании большой плеяды интеллектуальных игр, к которой он может приобщиться.

Также каждая федерация выделяет одного лучшего в прописанных ими номинациях, например «За стремление к победе», «Самый юный участник». Он получает призы и диплом. Практически каждый раз бывает, что ребенка выбирают две-три площадки, из чего можно сделать вывод, что это проявление неординарных способностей и ребенок может быть рекомендован в детско-юношескую спортивную школу, или родители должны обратить внимание на его таланты. Такое явление происходит в сродненных видах спорта, если го, тогда и рэндзю, если шахматы, то и шашки. Как исследователи, мы на выходе имеем паспорта участников, которые они обменяли на сертификаты. Мы анализируем этот материал, видим динамику интереса к тому или иному виду спорта в той или иной школе.

- В специализированных школах, например, с сильной математической программой, интерес к играм выше?

- Пока такой связи мы не видели. Хотя дети, у которых были уроки шахмат в школе, намного проще осваивают другие правила игры и работают с раздаточным материалом. Они уже привыкли решать нелинейно те или иные задачи. Но те школы, где есть штатный тренер по шахматам, хотят не образовательные фестивали, а рейтинговый турнир.

Мы тяжело выходили на фестиваль с игрой «Спортивный бридж». Игра ментально воспринимается с трудом, потому что это карты, директора школы всегда удивляются, хотя это легальный вид спорта и преподается в двух школах Москвы.

А теперь о главном. С 1-го декабря впервые в России стартует школьная спортивная лига по интеллектуальным видам спорта, уже не в рамках проекта, а в структуре организации, в которой мы находимся. Почему мы придаем этому большое значение? Потому что мы понимаем: инновации накладывают определенную нагрузку на педагогический состав школ. Мы стратегически решили районные и окружные соревнования по интеллектуальным видам спорта проводить дистанционно, благо информационно-коммуникативная технология позволяет, и сделать оффлайн только большой финал. Для того, чтобы в школах это прошло с меньшими потерями, мы сделали мини проект «IT-волонтеры». Собираем детей в средней школе, приглашаем их по четвергам в Российский государственный университет физической культуры в лабораторию кафедры информационных технологий, где представители компьютерного спорта обучают, как им провести у себя в школе соревнования на gambler.ru. IT-волонтеры смогут помогать в проведении соревнований дистанционно, по тем или иным компьютерным играм. И тот опыт, который мы сейчас имеем, показывает, что дети очень охотно вступают в коммуникацию, стараются. С другой стороны у нас есть заказ от IT-компаний, которые узнали об этих инициативах и хотят устроить конкурс среди волонтеров, и некоторым из них предложить сотрудничество. У них кадровый голод, они ищут ребят, а у ребят нет инструментов, чтобы связаться с этими компаниями.

- Кто может участвовать в этих соревнованиях?

- Фестиваль рассчитан на любую категорию. Может участвовать любой ученик, любой родитель, и, как показывает практика, активно участвует третье поколение, к нашему удивлению и удовольствию.

- Возможно ли участие в фестивале детям с ограниченными физическими возможностями?

- Приглашаем вас 17 ноября в Паралимпийский комитет, где мы планируем провести большое мероприятие, более 500 участников. Это инклюзивный фестиваль, где будут дети с ограниченными возможностями и не с ограниченными, и мини-турниры и сеансы с гроссмейстерами. Философия нашего проекта в том, что игры проводятся не отдельно для детей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день зачастую транслируется медицинская модель Советского Союза, когда отдельно должны быть шахматы для слепых, шахматы для глухих и так далее. Мы же видим ценностный образовательный потенциал в инклюзивной среде. С точки зрения образования, для детей, у которых нет инвалидности, это будет являться дополнительным стимулом к самообразованию. Они видят, что у человека есть заболевание и ограничения, но он работает над собой, осваивает, и играет ничуть не хуже, а зачастую и лучше. В России запретов на инклюзивные соревнования нет, но на практике мы редко их встречаем. Мы попросили Паралимпийский комитет, и они любезно нас пригласили, без какой-либо арендной платы. Придут школьники и представители различных организаций, и мы сделаем один большой фестиваль интеллектуальных игр для всех.

Беседовала Кристина Петрова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру