История России

Рождение империи
Петровское время породило множество проблем в истории России. Но вот умер Петр, и оказалось, что великое и трагическое его наследие некому передать. У великого императора не оказалось достойного наследника. Больше того, вскоре после смерти Петра I династия Романовых прервалась сначала в мужском колене (после смерти в начале 1730 г. пятнадцатилетнего его внука Петра II Алексеевича), а со смертью его дочери Елизаветы в 1761 году - и по женской линии.
А власть в государстве на долгие годы захватили те самые временщики и иноземцы, озабоченные не столько государственными интересами, сколько своими собственными. Яркое тому свидетельство - захват власти сначала А.Д. Меншиковым, который фактически управлял государством при Екатерине I и в начале царствования юного Петра II (1717-1730 царь с 1727 г.), потом Э.Г. Бироном, узурпировавшим власть при Анне Ивановне. При Бироне огромное влияние получил иудейский банкир И. Липман, который стал личным казначеем и фаворита, и самой императрицы. Семнадцать лет у самых вершин власти продержался А.И. Остерман, бывший хорошим исполнителем петровской воли, но оказавшийся никудышним самостоятельным политиком, все силы отдавший политическому интриганству.
Не случаен и тот факт, что на протяжении всего остального XVIII века на престоле оказывались женщины - сначала Екатерина I (1725-1727 гг.), затем Анна Ивановна (1730-1740), Елизавета Петровна (1741-1761) и, наконец, Екатерина II. Вполне понятно, что тем, кто усаживал женщин на престол, не нужны были сильные личности. Зато борьба за влияние на императриц между фаворитами и стоящими за ними группировками шла не на жизнь, а на смерть.
Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных изучению смысла исторического развития России в XVIII-XIX вв. >>
Век Просвещения
Людям свойственно отмечать время по каким-то наиболее ярким запоминающимся событиям. "Век пара", - говорим мы о девятнадцатом столетии. "Век атома", "век космоса" - о прошлом, двадцатом. Но если эти два века в нашем обыденном сознании связаны прежде всего с достижениями науки и техники, то предыдущий, XVIII, век мы чаще всего называем "веком Просвещения". Иначе говоря, для XVIII столетия самым характерным моментом оказывается "эпоха Просвещения" - явление не столько научно-технической, сколько общественно-политической и культурной жизни.
Идеи просвещения, необходимости развития науки стали в восемнадцатом столетии одними из главных в общественном сознании многих народов христианской цивилизации. С ними связывался прогресс общества, ибо предполагалось, что только образованные люди способны изменить мир к лучшему, что само распространение знания, образованности уже может привести человечество к созиданию лучшего, чем есть, образа жизни, при котором восторжествуют справедливость, свобода, равенство...
Во имя знаний и свободы просвещенный человек готов был отказаться даже от Бога. И знаменательно, что XVIII век носит еще одно образное именование - "прелестный век". Не стоит под именованием "прелестный" подразумевать только любовь тогдашних людей к вычурным архитектурным стилям, роскошным "модам", овладевшим сердцами дам и кавалеров, "тонкие" и страстные любовные игры, вошедшие в привычку... Истинный смысл "прелести" в другом, ибо "прелесть" исходит от врага человеческого, который прельщает людей всеми богатствами земными, лишь бы люди продали свои бессмертные души и отказались от веры в Господа...
>>
Россия или Запад ?
XIX век - это время несомненного прорыва в философской и духовной мысли России. Время прорыва и одновременно время резкого углубления разрыва в русском духовном бытии. А главная граница разрыва пролегла по живому телу русской духовности, выразившись в противоречии "Россия и Запад".
Данная публикация продолжает серию статей, в которых история России XVIII - XIX вв. рассматривается с точки зрения смыслового содержания исторического процесса >>
Реформы и "контрреформы"
Если Николай I тридцать лет удерживал свое государство, то его сын Александр Николаевич за четверть века, которые судьба отвела ему царствовать, перевернул Россию. Сделал он это мягко, "сверху", но... перевернул. "Великие реформы" много способствовали тому, чтобы русский народ превратился в народ "коммерческий". Иначе говоря, они открывали дорогу буржуазному пути развития России, способствовали развитию в России буржуазных отношений. В этом и заключался переворот, осуществленный Александром II.
И вот здесь российское образованное общество поразил потрясающий парадокс. Предоставленные властью и столь долгожданные свободы вызвали у многих общественных кругов... недовольство властью! Со времен Александра II в русской истории возобладал, по словам Ф.И. Тютчева, какой-то "роковой закон" - всякое послабление со стороны властей очень скоро оборачивалось политическим "распоясыванием" и стремлением к анархии. Свобода общественного мнения приводила к взрыву самого общественного мнения. Причем "...взрыв, - писал Тютчев, - разражается по большей части при первой попытке возврата к добру, при первом искреннем, быть может, но неуверенном и несмелом поползновении к необходимому исправлению".
Данная публикация продолжает серию статей, в которых история России XVIII - XIX вв. рассматривается с точки зрения смыслового содержания исторического процесса. >>
Удерживающая от зла
Как-то уже привычно говорится - "в XIX столетии произошел взлет русской культуры" или "XIX век - Золотой век русской культуры". И ведь в самом деле было так. Благодаря русским гениям литературы, музыки, живописи мы сегодня и сам XIX век знаем, как кажется, лучше иных времен русской истории, и даже лучше наших собственных времен. Больше того, русский XIX век до сей поры живет в нас, одухотворяет нашу сегодняшнюю жизнь. И мы сверяем свои мысли и поступки с героями русской литературы - Татьяной Лариной, Чацким, Раскольниковым, Алешей Карамазовым, Базаровым...
И вправду, кажется, что XIX век мы знаем вдоль и поперек. Но так ли это? Вообще, правильно ли понимаем суть, глубинную смысловую суть русского XIX века? Нас долго учили тому, что в это столетие произошел "взлет" светской культуры, которая, во имя "прогресса", стала вытеснять культуру традиционную, православную. И это правда, но, как известно, может быть много "правд", вот только Истина одна. Правда состояла в том, что светская культура взяла на себя право заявить о себе как о единственной истинной культуре, ибо она строилась на естественно-научных и материалистических, т.е. реальных основаниях. И, достигнув больших успехов в овладении материальным миром, светская культура начала воспевать свою единственность и истинность. Но Истина была в другом - подлинные творцы русской культуры в XIX столетии использовали лишь формы светской культуры (литература, музыка, живопись), но смысловое содержание их произведений было глубоко традиционным и глубоко православным. Подлинные творцы русской культуры с помощью новых форм несли в мир вечные христианские истины, причем в том преломлении, как их понимала и осмысливала русская душа, русское сердце. И в этом выражалась их борьба, их стояние в битве за Православную Истину, которую вела Россия на протяжении всего XIX столетия.
>>
Православный консерватор М.Л. Магницкий

История русского консерватизма представляет собой ни что иное, как почти нетронутую исследовательскую целину, в особенности, когда речь идет о периоде его возникновения в конце XVIII - начале XIX века. Одним из первых русских консерваторов той эпохи и был герой нашей статьи - Михаил Леонтьевич Магницкий.
Целостное исследование его жизни, деятельности и идей - еще впереди. Однако очевидно, что Магницкий являлся одной из тех ключевых фигур русской истории первой четверти ХIХ в., стараниями которых был осуществлен консервативный поворот в правительственной политике, острие которого было направлено против идеологии эпохи Просвещения и Великой Французской революции, то есть против атеизма, рационализма, масонства, конституционализма, либерализма и т.д. Попытка реализации подобной идеологии на практике в первые два десятилетия правления Александра I породила традиционалистскую реакцию, что резко ускорило становление различных вариантов русского консерватизма. Магницкий был ярким представителем того варианта, который был опирался на Православие и исходил из убеждения в том, что Россия должна идти по самобытному пути развития. Таким образом, Магницкий, с определенными оговорками, в идейном плане оказался непосредственным предшественником графа С.С. Уварова с его знаменитой триединой формулой "Православие, самодержавие, народность".

 


 

>>
Сражения русско-японской войны

Готовясь к войне с Россией, Япония должна была прежде всего и любой ценой завоевать господство на море. Без этого вся дальнейшая борьба ее с могучим северным соседом становилась абсолютно бессмысленной. Маленькая островная империя, лишенная запасов минерального сырья, не только не смогла бы в таком случае перебросить войска и подкрепления к местам боевых действий в Маньчжурии, но не сумела бы и защитить свои собственные военно-морские базы и порты от бомбардировок их русскими кораблями. Невозможно было бы и обеспечить нормальное судоходство, а ведь от регулярной и бесперебойной доставки грузов зависела работа всей японской промышленности. Обезопасить себя от вполне реальной угрозы со стороны русского флота японцы могли лишь нанеся упреждающий, неожиданный удар по местам сосредоточения кораблей противника. Такими ударами, еще до официального объявления войны, и начались военные действия на Японском море.

 

>>
А.С. Шишков и проблемы культуры русской речи
Александр Семенович Шишков (1754-1841) - один из выдающихся государственных деятелей России, вице-адмирал и литератор, министр народного просвещения и глава цензурного ведомства. Самым знаменитым его произведением стало "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", изданном в 1803 г. В этой работе, как глава так называемых "архаистов" он защищал славные литературные традиции русского языка XVIII в. от посягательств "новаторов". Многие важнейшие идеи в защиту родного языка от ненужных заимствований и нововведений были восприняты некоторыми современниками только как ратование за возврат к устарелым формам и не более. А в современные учебники А.С. Шишков попадает как автор не очень удачных попыток найти русские аналогии заимствованным словам типа "галоши" - "мокроступы", "анатомия" - "трупоразъятие", "геометрия" - "землемерие" и т.п. И мы совсем забываем, что те самые французы, к авторитету которых взывал Шишков в нач. XIX в., стали защищать чистоту своего языка уже с кон. XVII в. (напр., Ш. Перро), и это привело к тому, что в сер. XX в. они приняли закон "О чистоте французского языка".
Отстаивая свои позиции в своеобразной борьбе за сохранение чистоты и культуры речи, за следование истинным традициям родного языка, А.С. Шишков обратился к трудам одного из известнейших французских авторов, к представителю движения Просвещения, ученику Вольтера, человеку, которому удалось увидеть "плоды" деятельности просветителей и поиметь смелость показать всю пагубность просветительских идей на примере их отрицательного влияния на культуру французской речи. Таковым авторитетом был популярный в то время в России Жан-Франсуа Лагарп (по его учебникам обучались в Царскосельском Лицее).
>>
Пасха в Париже
Путешественник, оказавшийся на Южном Урале, с удивлением обнаружит, что именно здесь расположены Берлин и Варна. Каково же будет его изумление, когда он узнает, что и Париж тоже находится тут, а не во Франции! Так уж получилось, что уральские казаки, в начале девятнадцатого века осваивавшие здешние места, дали своим поселениям звонкие имена, связанные со славой русского оружия. Вот и попали на географические карты населенные пункты, воскрешающие в памяти громкие победы наших предков - Бородиновка, Тарутино в честь сражения за Тарутинский редут, Чесма во славу Чесменского сражения. Ну, а Париж, и заодно с ним Фершампенуаз, знаменуют собой память о весне и Пасхе 1814 года, когда солдатушки-браво-ребятушки закончили свой Заграничный поход и разгромили Наполеона в его собственном гнезде.
Отечественная война 1812 года и Заграничный поход 1813-1814 годов завершились в день Воскресения Спасителя. Удивительная историческая рифма этому событию будет достигнута спустя полтора столетия, когда Великая Отечественная война 1941-1945 годов также закончится в Светлую Христову Пасху!
>>
Политическая культура интеллигенции России

Значимость политологического осмысления феномена интеллигенции обусловлена, прежде всего, масштабностью ее влияния на историческое развитие России в течение двух с половиной столетий отечественной истории. Динамика же самого последнего, постсоветского периода, в очередной раз подтвердила исконную функцию интеллигенции как генератора идей социального изменения в России.
Нынешнее многоцветье российского политического спектра, становящегося буквально "на глазах" все разнообразнее, лишь для поверхностного наблюдателя представляется хаотическим калейдоскопом небывалых никогда ранее идей и планов политического действия. "Небывшее" на поверку часто оказывается "несбывшимся".
Поражающее воображение обилие политических групп объясняется, во многом наличием в русской политической традиции "группы интересов", аналогичных (хотя и модифицированных), обозначившимся в России еще в ХVШ и ХIХ столетиях, опять же, благодаря появлению на свет столь своеобразного в общемировом контексте и столь влиятельного для российской истории явления - интеллигенции.

 

>>

361 - 370 из 447
Начало | Пред. | 35 36 37 38 39 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру